История Инзы
Заселение нашего края первобытными людьми началось в глубокой древности (около 6 тыс. лет тому назад). Судя по археологическим данным, уже в эпоху неолита (IV-II тысячелетия до н.э.) здесь были первые поселения племен. Одна из стоянок была обнаружена в районе ж.д. моста через р.Инзу. Среди найденных предметов - наконечники гарпуна, скребок, каменный топор и др. Кроме этого неолитические стоянки обнаружены и в других местах. Археологи объединяют их в Сурско-Инзенскую территориальную группу. В нее входит и стоянка у с.Репьевка на правом берегу р.Инзы.
В бронзовый век (II-I тыс. до н.э.) на территории края распространились племена срубной культуры. Курганы, оставшиеся с тех времен, еще видны в некоторых уголках района. Именно в это время наши предки начали заниматься земледелием, появились большие полуземлянки с двускатной крышей. Такие поселения были по берегам р.Инза. Сейчас нам известны следующие археологические памятники бронзового века: поселения в границах с. Большое Шуватово, к востоку от с. Первомайское, в 0,5 км к северу от с.Чумакино. Также в лесу недалеко от с.Коржевка был найден каменный боевой топор раннего бронзового века.
В середине II тыс. до н.э. появляются приказанские и по-здняковские племена. Нам известно такое поселение на южном берегу Большого Коржевского озера. Примерно в VIII-VII вв. до н.э. в бассейне р. Суры расселились ананьинские и городецкие племена.
Уже в начале нашей эры из алтайских и прибалтийских степей в районе р. Суры появились финно-угорские племена. Здесь, в бассейне р. Суры, и происходило формирование мордовских племен. На территории нашего района в 1 км к западу от с. Большое Шуватово находится старинное мордовское кладбище с инвентарем; мордовский могильник обнаружен и в с.Городищи (на месте церкви).
Примерно в IV веке н.э. в связи с Великим переселением народов меняется этническая картина. Появляются племена именьковской культуры. Причем следует заметить, что среднее течение р.Суры (наш край) было западной границей их распространения. Именьковские поселения обнаружены в 1,5 км к юго-западу от села Стрельниково и к северу от с.Ясачный Сызган (Базарносызганский р-н).
В VIII в. в Среднем Поволжье появляются булгары. Уже в X-XI веках Волжская Булгария вытесняет из Среднего При-сурья мордву-мокшу и территория нашего края была включена в состав этого государства. У с.Коржевки, на берегу Суры, обнаружен могильник IX-XI вв. Именно в это время большое развитие получило ремесло. Река Сура становится естественной транспортной артерией для торговли булгар с соседними народами. Булгарские суда (учаны, ладьи и насады) перевозили меха, ремесленные изделия и многое другое. В X в. Волжская Булгария приняла ислам, превратилась в одно из богатых и развитых государств Восточной Европы. Но к первой четверти XIII в. царство приходит в упадок и становится легкой добычей для иноземцев.
Примерно в 1237 году на Среднее Присурье обрушилось полчище монголо-татар, покорив местное население. Начинается период ига. В XIV в. на берегах Суры появляются русские войска. Уже в 1431 г. московский князь Василий II разгромил Волжскую Булгарию. Однако через 6 лет наши земли вошли в состав Казанского ханства Улу-Мухаммеда. По реке Суре проходила западная граница ханства. В конце XIV в. татарин Ал-гой основал аул Алгаш (ныне Аргаш). Коренные жители (мордва) еще не знали ни городов, ни сел. Они жили отдельными группами в лесах. Главными их занятиями были охота, рыбная ловля и бортничество.
В 1480 г. Русь освободилась от монгольского ига. Река Сура стала своеобразной границей между русскими и казанскими землями. В 1550 г. русская армия в районе устья р.Барыш, построив мост, переправилась через Суру и двинулась на Казань. Летом 1552 г. 150-тысячное войско Ивана IV снова выступило на Казань. 4 августа русские вышли к Суре. В этом же году было заложено Промзино Городище (1552 г.). Это было время присоединения Среднего Поволжья к Руси и начало русской колонизации края.
Во второй половине XVI - первой половине XVII века идет активное переселение русских в Среднее Присурье. Именно в это время появляются первые русские поселения - крепости: Сурский Острог, Аргаш, Сызганская Слобода, Валгуссы, Таль-ский острог, Аксаур, Аристовка (1659 г.), Б.Борисовка, Б.О-зимки, Б.Шуватово, Бояркино, Вороновка, Годяйкино, Городищи, Китовка (1676 г.), М.Борисовка, Оськино, Пятино, Тия-пино (1682 г.), Труслейская слобода (1682 г.), Челдаево (нач. XVII в.), Чумакино и др.
Чтобы обезопасить Присурье от набегов кочевников в 1647 г. воевода и стольник Богдан Хитрово начинает строительство засечной черты между реками Сурой и Барышом. Первоначально были заложены города-крепости: Сурский Острог на Суре (1647 г.), Карсун на Барыше (1647 г.) и Симбирск на Волге (1648 г.). По самой же засечной черте строились укрепленные пункты - Аргашский, Тальский и др., засеки, валы и рвы. На постройке черты ежегодно работало до 5 тыс. человек. Ров рыли на глубину 6-8 метров. Затем насыпался высокий вал, а по его гребню сооружалась стена из массивных заостренных бревен, имевших наклон в сторону рва. В лесной же местности сооружались засеки - срубленные или спиленные деревья, сваленные кроной в сторону вероятного нападения. Ширина таких засек была внушительной - до 200 м. Сейчас следы (до 6 км) засечной черты можно наблюдать в нескольких километрах от Аргаша по дороге на Валгуссы. У с.Валгуссы гора называется Караульной (являлась сторожевым пунктом на засечной черте в XVII в. Крепость в Аргаше находилась там, где сейчас центр села.
Между Валгуссами и Аргашом располагалась Ксарская слобода. Затем черта выходила к Тальскому острогу. Симбир-ско-Карсунская черта защищала русские земли от набегов ногайцев. Возделывались земли, развивались ремесла. Местное население платило налоги в казну. В одном из документов 1672 г. читаем: “Построен Тальский острог и отъезжие слободы… А оброку они платят с тех вотчин с пуста в Карсун в приказной избе меду три пуда, 28 гривенок” (ГАУО, ф.732, оп.2, д.71, лл. 1-13.) Первыми русскими поселенцами нашего края были стрельцы и казаки. Но вслед за ними идет активное переселение и мирных жителей. Появляются села и деревни за засечной чертой. Так происходит активная колонизация всего За-сурья.
Первые поселенцы на 5-10 лет освобождались от податей и повинностей, наделялись землей по потребностям. С течением времени население стало платить многочисленные подати и налоги. Если в начале колонизации земли давались за службу, то к XVII-XVIII вв. много земель стали собственностью короны, а некоторые переданы помещикам. Появляются в крае и новые переселенцы: бедняки, желающие получить здесь землю и волю. Наиболее обездоленные были бобыли и захребетники - бестягловые, безземельные крестьяне. В топонимике нашего района осталось название д.Бобылевки, расположенной недалеко от Юловского пруда (д.Елизаветинка).
Пришлое население распахивало земли (особенно в долине р.Суры), разводило домашний скот. Поскольку большинство населенных пунктов края располагалось по берегам рек, то рыболовство играло значительную роль в жизни наших предков. Особенно славилась сурская стерлядь, которая шла к царскому столу.
Наша земля очень богата лесами. В те далекие времена в них водилось много зверя и боровой птицы. Таким образом, охота оставалась важным подспорьем в жизни сельчан. Добывали лосей и медведей, зайцев, лисиц, горностаев и др. Лес, кроме дичи, давал ягоды и грибы, орехи, мед, строительный материал, лекарственные травы. Далеко за пределами сурско-го края славился мед, вобравший в себя нектар многочисленных цветущих растений. От бортничества наши предки перешли к строительству пасек.
К началу XVIII в. развиваются ремесла. Каждое село славится своими мастерами: например, Аргаш - изготовлением саней и телег, а Сюксюм - ложкарным промыслом.
С коренными жителями края (мордвой, татарами) русское население жило дружно. Хотя, следует отметить, что, воспринимая от русских элементы культуры, быта, мордовские и татарские населенные пункты сохраняли определенную замкнутость и изолированность. Приходя в непосредственные контакты друг с другом, народы нашего края перенимали некоторые обычаи, навыки. Это отразилось даже на национальных языках. Мордовское и татарское население заимствует отдельные русские слова, а русские, напротив, начинают использовать в своей речи мордовские и татарские. Очевидно, в это же время начинают закладываться основы своеобразия местного русского наречия, характерного для коренных жителей нашего края: певучесть и особая редукция (”проглатывание” глагольных окончаний), использование диалектизмов (бай, чай, ужо).
В начале 70-х годов XVII века наш край, как и все Среднее Поволжье, оказался в огне крестьянской войны под предводительством С.Разина. До сих пор в некоторых селах района сохранились устные предания, связанные с теми событиями. Мы, к сожалению, не располагаем архивными данными о движении разинцев в нашем крае, но по отдельным источникам можно судить об участии местных жителей в тех событиях. Известно, что в начале сентября 1670-го года, находясь у стен Симбирска, Разин отправил специальные казачьи отряды - “загонщики” к симбирянам вступать в его армию. После разгрома разинцев под Симбирском воевода Барятинский двинулся по Симбирско-Карсунской черте. 12 и 18 ноября состоялись бои, на подступах к Усть-Уреню на р.Кондаратке и р.Урене. Судя по документам, значительная часть разинцев избежала гибели и рассеялась по окрестностям. Тысячи крестьян сошлись в войско Михаилы Харитонова, который сумел взять Карсун. Другие же уходили в местные леса и делали “засеки” с бревенчатыми стенами, валами и рвами. Эти засеки доходили до трех верст в длину и одну версту в ширину. Такие засеки тянулись до самой Суры. Великий русский историк Н.И.Костомаров писал: “Города Корсун, Саранск, оба Ломова, Верхний и Нижний, Пенза попались в руки мятежников; везде убивали воевод и приказных людей, сожигали бумаги, устраивали казачество, провозглашали всем равную свободу. Простой народ большею частью приставал к мятежникам. Но везде торжество их было не долговременное”. Здесь, под Карсуном, побывали отряды разиновских атаманов Кайко, М.Осипова, А.Савельева, Я.Никитского, П.Леонтьева, Ф.Иванова и др.
В нескольких километрах от современного с.Стрельни-ково в селе Котяково на Суре князь Барятинский зимой 1670-1671 гг. вел расправу над участниками восстания.
Любопытны факты, изложенные в Отписке алатырского воеводы А.Бутурлина в Приказ Казанского дворца о действиях восставших в Симбирске и на Урене (написано между 10 и 16 сентября 1670 г.). А.Бутурлин, сообщая о сбежавшем от ра-чинцев в Алатырь симбирянине А.Л.Панове, поведал о его злоключениях. Разинцы ограбили Панова в У.-Урене. Сбежавшего же Панова и его людей уренские стрельцы и казаки начали преследовать: “… и на Карсунском лесу отбили у него, Якова, человека; а последних де ево Яковлевых людей, 5 человек, отбили те уренские стрельцы и казаки, да с ними ж Корсунские черты (имеется в виду засечная черта - В.Ш.) Сурского острогу. Конные слободы казаки, в Корсунском уезде под татарскою деревнею Горенскою.” Таким образом, народное волнение затронуло и наш край.
После подавления восстания расширяется помещичье землевладение, появляются новые села: Сызганская Слобода (как выселки дер. Ясашный Сызган), Китовка (1676 г.), Труслейс-кая слобода (1682 г.), Чумакино и др.
Особо хочется отметить основание с.Китовки, которое в настоящее время является микрорайоном райцентра Инзы. В далеком 1676 г. несколько служилых людей получили землю вдоль р.Сюксюмки. Среди них были братья Воронины, Ала-шеевы, Кочергин, Крюков, Кряжев и Евсевий Китов, по фамилии которого, по-видимому, и было названо новое поселение.
Поскольку свободных земель в нашем крае было достаточно, многие помещики переселяли сюда своих крепостных, основывая новые поселения. Так возникли помещичьи села по р.Инзе. Хозяйства давали хорошие урожаи зерновых и технических культур.
К XVIII веку в местных селах четко определилось разделение труда. Внутренний рынок требовал все больше ремесленных товаров. Намечается специализация ремесленного производства в селах края. Богатые леса позволили заниматься деревообработкой. Крестьяне сел Коржевка, Юлово, Труслей-ка, Чумакино, Чамзинка славились изделиями из дерева. В Коржевке было развито бончарное производство. Большие запасы глины способствовали развитию гончарного производства. Выделкой овчинных тулупов славились татарские села Дракино, Стрельникове (осн. в нач. XVIII в.), Шлемасс, некоторые сосновые леса давали деготь и смолу. В присурских селах умели плести веревки, канаты, строить речные суда (дощаники, расшивы и суряки).
XVIII век не случайно называют веком расцвета торговли. Река Сура стала естественной транспортной артерией края, по которой перевозили товары. На Суре широкое распространение получило бурлачество. Причем если на Волге бурлачили только мужчины, то на Суре в бурлаки уходили и женщины. В наших краях этот отхожий промысел просуществовал почти до конца XIX в. За летний сезон бурлак получал от 8 до 14руб.
В XVIII веке наблюдается расцвет ярмарочной торговли. Самое значительное место в нашем крае занимала Карсун-ская Троицкая ярмарка, одна из крупнейших и старейших в Поволжье, основанная еще в 1660 году. На ярмарку в Карсун съезжались купцы и покупатели со всех окрестных сел и из дальних уголков империи (Астрахань, Москва, Иваново, Владимир, Ростов и др.). Разнообразен был и ассортимент товаров: ткани, сукна, меха, изделия из стекла и железа и мн. др. Особое место занимали восточные товары (чай, кофе, парча, бархат и 1 .д.). В большом количестве продавали лошадей, упряжь, телеги и сани (с.Аргаш). В маленький уездный городок съезжалось до 250 купцов и до 10 тыс. покупателей.
Проходила в Карсуне и вторая ярмарка (8 июня). Она Пыла менее значительной. По всей видимости она предназначалась для простого народа. Кроме этого в уездном городе еженедельно проводился по понедельникам базар, на который in ближних сел привозили на продажу хлеб, мясо, рыбу и другие продукты.
В селе Аргаш ежегодно проходила ярмарка, проводившаяся 10 июня. Сюда в основном приезжали торговцы и покупатели из окрестных сел. Здесь закупали знаменитые аргашс-кие выездные сани и сани-пролетки. Из Проломихи везли оконные рамы, из Сюксюма - деревянную посуду.
Местное население посещало и другие ярмарки: в Базарном Сызгане, Симбирскую Сборную, Барышскую и др. Большой базар был в Коржевке.
Новая волна переселенцев в наш край происходит в пос-недней четверти XVII в. Возникают помещичьи села по р.Ин-ic. Практически все удобные для использования земли к началу XVIII в. оказываются освоенными и включенными в хозяй-стмснный оборот. Причем большинство из них были “жалованными” помещикам. Многие населенные пункты, возникавшие в этот период, состояли из крепостных крестьян, переселенных сюда из центра.
При Петре I реформой 1708 г. вся Россия была разделена на 8 губерний. Наш край тогда вошел в состав Казанской губернии. Петровские реформы благотворно сказались на развитии экономики Засурья. Осваиваются новые земли, увеличиваются посевные площади, процветают ремесла и торговля. В начале XVIII в. больше половины населения нашего края составляли мордва и татары, а к концу века возросла численность русского населения. Так исторически наша земля стала родиной трех народов - мордвы, татар и русских, живших и живущих бок о бок.
XVIII век вошел в историю нашего государства как период создания единого всероссийского рынка, как время развития товарно-денежных отношений и углубления процесса общественного разделения труда. Жители Засурья выращивали пшеницу, рожь, ячмень, просо, горох, гречиху, коноплю. К середине XVIII в. постепенно в севооборот включаются картофель и подсолнечник. Однако развитие сельского хозяйства шло в основном по экстенсивному пути, не везде еще применялся плуг.
Местные жители разводили крупный рогатый скот, овец, домашнюю птицу, лошадей. По-прежнему заметную роль играло рыболовство (особенно в селах, расположенных на берегу р.Суры) и повсеместно - охота. Во многих помещичьих хозяйствах были заложены сады, крестьяне занимались огородничеством. Широкое распространение получили пасеки.
Как уже отмечалось выше, во многих селах края развивались промыслы: в наших местах особо значимыми были деревообработка, ткачество, сбор смолы и производство дегтя. Присурье славилось канатами и веревками, которые производились в сурских селах. Здесь же строили речные суда - суряки, расшивы и дощаники. В Труслейке, Юлово, Чумакино и Кор-жевке крестьяне занимались плетением из лыка и мочала. В некоторых селах края были свои гончары и кожевники. В “Топографическом описании Симбирского наместничества…”
Т.Г.Масленицкого читаем: “Карсунский уезд… Жители упражняются в хлебопашестве. Трудов своих произращения отвозят на имеющиеся в уезде сем винокуренные заводы и торжки, а в свободное от хлебопашества время делают сани, телеги, колеса, бочки, кадки, точат деревянную посуду и прочие земледель-цам-принадлежащие вещи. По паспортам выходят в работы ежегодно от 1.136 до 1.198 чел. в города Уральск, Оренбург и Уфу и по Волге на судах вниз до Астрахани, а вверх до Рыб-нослободска”. В летний период времени немало крестьян занималось бурлачеством. Сама р.Сура была естественной транспортной артерией, связывавшей наш край с другими районами Поволжья. По Суре сплавляли лес, перевозили хлеб до Нижнего Новгорода.
В XVIII веке развивается и мануфактурное производство.
Одной из первых и наиболее крупных фабрик в нашем крае была Тальская писчебумажная фабрика нижегородского купца Масленникова, построенная в 1728 году. Кроме того появились частные винокуренные заводы в селах Пятине, Трус-лейке, Сюксюме. Во второй половине XVIII в. на Пятинском и Сюксюмском заводах выкуривалось до 35000, на Труслейском - до 23000 ведер вина в год.
К концу XVIII века с усилением эксплуатации крестьян во многих уголках Российской империи вспыхивают бунты и восстания. Кульминацией народного движения в последней четверти века стала крестьянская война под предводительством Е.Пугачева. Мы не располагаем архивными документами, описывающими события того времени в нашем крае. Но то, что известно наверняка, подтверждает мысль о самом живом участии наших предков в трагических событиях, разыгравшихся и 1773-1774 гг. в Симбирской губернии. Одним из сподвижников Пугачева был винновский крепостной Фирс Иванов, отряды которого громили помещичьи усадьбы по всей Симбирск о-Карсу иск о и засечной черте. Весной 1774 г. после неудачной попытки захвата Симбирска отряды Ф.Иванова ушли к Карсуну, куда к нему стекались со всех окрестных сел крестьяне. После жестокого подавления восстания по реке Суре плы-iiii плоты, на которых были установлены виселицы с казненными пугачевцами. По территории Карсунского уезда по бывшему Московскому тракту через Тагай, Карсун, Б.-Кандарать и далее на Москву под охраной драгунского полка везли в железной клетке народного вождя Е.Пугачева. Безусловно, все эти события оставляли след в душах местных жителей. О них говорили и спустя многие годы. Недаром в некоторых селах района сохранились устные предания о пугачевском восстании (легенды о кладах и т.д.).
Другим событием, живо отозвавшимся в сердцах наших предков, стала Отечественная война 1812 года. По распоряжению правительства в Карсуне формировался конный полк. Согласно указу Симбирского губернского правления от 5 сентября 1812 года прием воинов начался 16 сентября и проводился из расчета 4 воина со ста человек. Призывом в Карсуне ведал полковой командир конного Симбирского полка гвардии штаб-ротмистр Дмитрий Андреевич Третьяков. План набора по уезду составлял 1746 воинов в возрасте от 17 до 45 лет. Таким образом, в Карсуне был сформирован 600-й конный полк, принимавший участие в освобождении нашей Родины от врага, а также в заграничном походе русской армии (1813-1814 гг.). Среди прославленных воинов полка были и уроженцы сел нашего края.
Начало XIX века в крае было отмечено резким сокращением крестьянских наделов. В селах Засурья они составляли от 0,29 до 2 десятин. Крестьяне по-прежнему делились на барщинных и оброчных. Помещичий произвол, постоянная нужда приводили к крестьянским волнениям. Так, посессионные крестьяне Тальской писчебумажной фабрики поднимали бунты в 1800, 1801, 1834, 1842 годах. А в 1843 году одно из таких выступлений переросло в забастовку. Рабочие отказались от работы и обратились с просьбой к представителям власти освободить их от крепостной зависимости. За работу в течение всего светового дня тальские рабочие получали от 16 до 35 коп. в день. Вожаки восставших В.Демидов и А.Волгин были наказаны шпицрутенами и сосланы в Сибирь. Подобного рода бунты происходили и в других населенных пунктах. Так, в мае 1839 г. в с.Юрловке крестьяне убили исправника. И в с.Репьевке крестьяне убили исправника. В с.Репьевке тоже убили нескольких представителей местных властей. Избежать смерти удалось лишь репьевскому священнику и управляющему имением, успевшим вовремя сбежать от расправы. В некоторых селах крестьяне захватывали отрезанные у них участки земли. Порой на усмирение бунтовщиков направлялись воинские отряды из Карсуна и Симбирска. Отдельные крепостные крестьяне, доведенные нуждой до отчаянья, бежали от своих помещиков.По распоряжению губернской администрации в села были направлены сотня казаков Калмыцкого полка и рота солдат Симбирского гарнизона.
30-е годы XIX века отмечены началом промышленного переворота в России. Наш край оставался по-прежнему поставщиком хлеба в другие губернии. С 1800 по 1830 год с сурских пристаней отправлялось ежегодно от 80 до 150 хлебных караванов, а с 1840 года их число выросло до 400. Местные крестьяне сеяли озимую рожь, гречиху, горох, просо, овес, ячмень, чечевицу, пшеницу и другие культуры. Увеличились площади под картофель, табак, овощные культуры, возросло поголовье крупного рогатого скота, свиней, овец, лошадей, птицы (прежде всего, в помещичьих хозяйствах). На заливных, плодородных землях Засурья выращивали лук, капусту, морковь и др. Увеличилось число пасек. Сурский мед славился далеко за пределами края.
Практически во всех селах Засурья были распространены промыслы (как обрабатывающие, так и отхожие). От нужды крестьяне окрестных сел нанимались работниками и батраками на год или полтора.
Тормозом на пути развития капитализма оставалось крепостничество. Это осознавали лучшие представители российского дворянства, поднявшие восстание на Сенатской площади в декабре 1825 г. С селом Пятино связано имя декабриста Ивана Александровича Анненкова (1802-1878 гг.), члена Северного общества, приговоренного к 20 годам каторги в Сибири. В июле-августе 1825 г., т.е. за полгода до восстания, П.А.Анненков вместе со своей невестой Полиной Гебль пропел некоторое время в имении своих родителей - с.Пятино.
Были в нашем крае и попытки социальных преобразований. В 1850-1855 гг. в Проломихе жил поэт и публицист, революционный демократ Н.П.Огарев, пытавшийся с помощью “индустрии” перевоспитать крестьян. Проломихинскому периоду жизни и творчества поэта посвящен специальный очерк книги.
Православный храм в с.Городищи, монументальный памятник культовой архитектуры (к.XIX - п.ХХв.).
Уже в конце XVIII века предпринимаются попытки по открытию учебных заведений в крае. Первые школы (народное училище, приходское училище -1833 г., уездное училище -1818 г.) появились в уездном г.Карсуне. Подавляющее большинство населения оставалось неграмотным. Положение начало меняться лишь в пореформенный период, когда во многих селах Засурья были открыты свои школы. В селе Аргаш в 1841 г. было открыто уездное училище, которое сгорело в 1878 г. А в 1879 г. с помощью И.Н.Ульянова было построено новое здание. Трудно переоценить заслуги Ильи Николаевича Ульянова в развитии системы образования в нашем крае. При его непосредственном участии были построены школы в Б.Шува-тове (школа - с 1861 г., в 1875 г. - новая), в Валгуссах (1874 г.), Коноплянке (школа с 1860 г.), в Палатово (1874 г.), в Папузах (1883 г., новое здание), в Труслейке (школа с 1853 г. - новое здание - в 1879 г., И.Н.Ульянов инспектировал школу и оказал помощь в открытии детского общежития) и др. Илья Николаевич хорошо знал наш край, неоднократно бывал здесь.
В XIX веке меняется облик сел. Во многих местах строятся каменные церкви, которые были (да и остаются до сих пор) не только культовыми зданиями, но и своеобразными визитными карточками населенных пунктов. Среди этих церквей есть по-настоящему уникальные сооружения, впечатляющие своей монументальностью и красотой: это церковь в с.Вороновка (архитектор М.П.Коринфский), церковь в с.Городищи (русско-византийский стиль, кон. XIX - нач. XX вв.), каменная пятиглавая Троицкая церковь в Пятине (нач. XIX в., по-видимому, работа архитектора М.Рушко) и др.
Важным событием для жителей нашего края стала крестьянская реформа 1861 г., отменившая крепостное право. Возлагавшие на нее большие надежды крестьяне вскоре поняли, что кроме обещанной свободы они ничего больше не получат. И самое главное - земли. Разочарование вскоре вылилось в протест. Симбирский губернатор докладывал в 1865 г.: “Были даже случаи, в которых крестьяне не ограничивались угрозами против начальственных лиц и позволяли себе обращаться к насильственным действиям”. Крестьянские волнения произошли в мае 1865 г. в с.Мамырово. Сюда на подавление крестьянского бунта были брошены войска. Усмирить мамыров-цев было непросто: в декабре они подожгли помещичью усадьбу. Наказание было жестоким: кроме экзекуции 25 человек после ареста были осуждены. Волнения были и в других селах.
Не получив земли, крестьяне не получили и в полной мере свободы. Бывшие крепостные перешли на оброк и на выкуп. В некоторых помещичьих хозяйствах стал применяться вольнонаемный труд. После отмены крепостного права усилился процесс социальной и имущественной дифференциации крестьянского населения. В деревне стали выделяться зажиточные крестьяне - кулаки, положение же основной массы - бедняков и середняков - ухудшалось. Особенно страдали крестьяне в неурожайные и голодные годы. А таких лет было немало: засухи, градобития, морозы, эпидемии, моры и многие другие напасти пагубно отражались прежде всего на бедных людях. Судя по церковным архивным документам, в 1881г. полностью не уродилась рожь, в 1882 г. - снова неурожай ржи, овса, проса, осенью этого же года была необыкновенная засуха, поэтому озимых почти не было, в 1883 г. - вновь скудный урожай (рожь косили косами и, не молотя, отдавали на корм скоту, не уродились овес, гречиха, просо), в 1884 г. вследствие сильных дождей в июне и градобития пострадали многие поля и т.д.
К концу XIX в. с бурным развитием капитализма в России остро встала проблема развития транспортной системы. Вся вторая половина века и особенно два последние десятилетия - это период грандиозного железнодорожного строительства. Железные дороги, словно артерии, связывали промыш-ленно развитый центр и восточные районы страны, бывшие главной сырьевой базой. Вот почему в 90-е годы так остро встал вопрос о строительстве железнодорожных линий в Симбирской губернии. Движение по линиям Рузаевка - Инза - Сызрань и Рузаевка - Инза - Симбирск началось через Инзу 28 декабря 1898 г. Так, на карте страны появилась станция с поэтическим названием Инза - будущий райцентр и город. Название станции пошло от названия реки (в пер. с морд. “Малина”).
Основанная в 1897 г., Инза - станция с несколькими домами, расположенными по одной улице возле вокзала. Впоследствии за улицей закрепилось название Большая. Вскоре здесь появились первые торговые лавки Храповских и Морозовых, телеграф, трактир, жандармский участок. Население Инзы было малочисленным. Судя по архивным документам, даже в 1913 г. в Инзе было всего 8 домов, а число жителей - 48 (24 муж. и 24 жен. пола). На станции еще не было своей школы, поэтому дети железнодорожников ходили на учебу в с.Ки-товку, где обучалось 50 учеников. С этим селом у первых ин-зенцев было связано многое: даже в церковь ходили в Китовку (каменный храм построен в 1800-1810 гг.).
Со строительством железной дороги изменилась и жизнь края, ведь ветка прошла вблизи нескольких сел (Екатериновка, Забалуйка, Китовка, Сюксюм и др.). Основывались и новые станции (Глотовка, 1899 г.).
Подходил к концу такой бурный и переменчивый XIX в.
Жители нашего края с тревогой и надеждой ждали наступления нового XX века, надеясь на лучшее, мечтая о мире и счастье.
Первые постройки в Инзе появились в 1897 году. Это были бараки для строителей, конторы подрядчиков, железнодорожные мастерские, сооружения по водоснабжению, деревянный вокзальчик.
В 1898 году был построен кирпичный вокзал и открыто паровозное депо. Затем появились жилые дома для железнодорожных служащих, постройки для хранения грузов и других целей.
По отчетам Симбирского губернского статистического комитета до 1913 года числилось два разных населенных места.
1. Станция “Инза” на речке Инзе. Число дворов - 8, мужчин - 24, женщин - 24. По отчету станция числилась за № 541 поселений губернии.
2. Китовский поселок при ст. “Инза”. Число дворов - 67, мужчин - 263, женщин - 279. По отчету поселок числился за № 542 поселений губернии.
В 1913 году эти два населенных пункта сливаются в один поселок, который в статистических отчетах называется поселком Инза при железнодорожной станции.
Так, например, в статистическом губернском отчете за 1927 г. числится: дворов - 554, мужчин - 1069, женщин - 1222, всего - 2291 человек. В поселке имеется волостной исполнительный комитет, девятилетняя школа, врачебная амбулатория, фельдшерский пункт, агрономическое и ветеринарное учреждения, почтовое отделение, народный суд, судебный исполнитель: базар по воскресеньям и четвергам.
В ряде краеведческих источников указывалось, что в Инзе до 1913 года было всего 8 домов и 48 жителей. Эти сведения вызывали недоумение у старожилов железнодорожного поселка. Поэтому данный вопрос необходимо уточнить. Причем, упомянутый “Китовский поселок при станции Инза” ни в коем случае нельзя путать с селом Китовка, основанным в 1676 году и значительно отличавшимся от поселка количеством дворов населения, историей.
В железнодорожном, пристанционном поселке жили выходцы не только из Китовки, но и из других окрестных сел: Пазухино, Труслейка, Сюксюм, Троицкое, Оськино, Большие Озимки.
При станции работали трактир, жандармерия.
В 1903 году открывается церковно-приходская школа в частном доме. До этого дети поселка ходили в Китовскую школу.
Уже при Советской власти поселковая школа была переведена в “Народный дом” (железнодорожный клуб им. В.И.Ленина), построенный в 1920 году. Затем школу перевели в бараки военного городка, что в восточной части города. С 1917 года школа стала называться железнодорожной.
В 1905 году появился первый лесопильный завод Бутлерова, а несколько позднее - заводы лесопромышленников Парамонова и Карпова в двух километрах от станции Инза.
Руководил строительством железнодорожных линий Ру-заевка-Инза-Симбирск Николай Карлович фон Мекк, сын известного в России предпринимателя, связавшего свою жизнь со строительством железных дорог. Имя матери Николая фон Мекка - Надежды Филаретовны - тоже хорошо известно: она оказывала благотворительную поддержку Московской консерватории, Русскому музыкальному обществу, покровительствовала П.И.Чайковскому, который был в значительной мере обязан ей материальной независимостью.
В 1926 году Инза стала рабочим поселком. В 1946 году получила статус города. С 1929 года - районный центр.
14 сентября 1997 года город торжественно отметил свое столетие со дня основания
|